История клуба

В 1930 году по инициативе партийных советских, комсомольских органов в г. Новосибирске создается 1-я сибирская школа пилотов ОСОАВИАХИМА.

 

28 сентября 1930 года школа сделала свой первый выпуск пилотов в количестве 7 человек:

Курсанты 1-ой Сибирской школы гражданских пилотов ОСОАВИАХИМаСлева-направо: А. Стрельцов, Н. Баранов, А. Сидоров, Н. Никифоров, А. Леонов, Г. Досов.
Курсанты 1-ой Сибирской школы гражданских пилотов ОСОАВИАХИМа Слева-направо: А. Стрельцов, Н. Баранов, А. Сидоров, Н. Никифоров, А. Леонов, Г. Досов.

Выписка из приказа от 28.09.30 г. № 2 Начальника школы Гражданских пилотов:
«Полагать успешно окончившими курс Школы Гражданских пилотов в объеме программ, преподанных учебно-строевым Управлением УВВС РККА, удостоенными звания пилотов ОСОАВИАХИМа курсантов: 1. Никифорова Николая, 2. Печенко Ивана, 3. Леонова Александра, 4. Сидорова Андрея, 5. Баранова Николая, 6. Досова Георгия, 7. Стрельцова Александра.
Начальник школы (он же командующий ВВС СибВо) — Мальцев.
Начальник учебно-летной части Шишко Иван Михайлович (он же инструктор).
Инструкторы: Бобков,
Перебаскин Олег Павлович (командир 6-го АО, по совместительству инструктор)».

  1. Александр Стрельцов, летал в районе Северного морского пупи и в сфере Министерства Гражданской авиации.
  2. Николай Баранов, впоследствии окончил Ейску^ военную школу. Работал в Новосибирске на заводе им. В.П. Чкалова. Погиб при испытании самолета в 1940 году.
  3. Андрей Сидоров, в 1929 году окончил планерную школу в г. Красноярске (инструктор П.М. Фадеев). После окончания 1-й Сибирской школы Гражданских пилотов учился в Одесской школе военлетов и в Академии им. Жуковского. После окончания Академии работал в ней до начала Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Ленина.
  4. Николай Никифоров, после Великой Отечественной войны был начальником летно-испытательной станции в Ростове на Дону (строили вертолеты).
  5. Александр Леонов, в 1929 году окончил планерную школу в г. Красноярске (инструктор П.М. Фадеев).

Обучение велось на самолете У-1 (Авро) инструктором- летчиком Шишко Иваном михайловичем, который был одновременно и начальником учебно-летной части школы

Полеты выполнялись на военном аэродроме, находившимся за военным городком.

В 1931 году 9 съезд ВЛКСМ принимает решение о шефстве над Военно-Воздушными Силами страны. По путёвкам РК ВЛКСМ в школу пилотов идут лучшие представители молодёжи города. Одним из первых звание пилота получил секретарь крайкома ВЛКСМ Владимир Шунько.
В 1931-33г.г. школа делает ещё 4 выпуска по 20-25 пилотов в каждом.

В 1934 году школа приступает к подготовке пилотов- инструкторов.  17 июля 1934 года состоялся первый выпуск пилотов- инструкторов, которые затем обучали молодежь летному делу в Барнаульском, Новосибирском, Анжеро-Судженском, Ленинском, Бийском, Кемеровским, Томском, Беловском, Тайгинском и Прокопьевском аэроклубах.

В июне 1934 гола летный отряд школы, состоявшийся из 25 лучших курантов школы — Ворошиловских стрелков и значкистов ГТО, на 5 самолетах принимали участие в торжественной встрече Челюскинцев и их спасателей-летчиков, первых Героев Советского Союза.

В конце 1934 года школа реорганизуется в новосибирский аэроклуб, для которого строится здание по ул. Крылова. Первым начальником аэроклуба был Дюмин П. О. помощником начальника был Андреев А. И.

Начальником учебно-летной части был Лебеденко Николай Андреевич, а инструкторами- летчиками были:

  • Редченков Петр Степанович ( будущий Герой Советского союза и начальник аэроклуба)
  • Курченков Михаил Алексеевич
  • Фомин Григорьевич Семенович
  • Трегубенко Сергей Петрович
  • Губин Алексей Иванович
  • Кузьмин Лев Николаевич ( бывший техник школы пилотов)
  • Алтеров С. А.
  • Равинский.
  • Старшим техником был Сыромятников Л., авиатехниками-Синякин С. И., Рябов В. И., Котов Я. П., Вахрушев А., Сисин А. Т.
Из года в год Новосибирский аэроклуб активизирует свою разностороннюю работу по подготовке авиаспециалистов, пропаганде авиационных видов спорта.
В предвоенном 1940 году аэроклуб подготовил 271 пилота, аза все предвоенные годы школа пилотов и Новосибирский аэроклуб подготовили около 1300 пилотов и несколько тысяч авиаспециалистов разного профиля.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Перед Новосибирским аэроклубом были поставлены сложные задачи по подготовке лётчиков. Через несколько дней после начала войны, продолжая подготовку курсантов-лётчиков, аэроклуб приступает к дополнительному набору курсантов. Личный состав клуба максимально уплотнил рабочий день: за один летний месяц выполняет 50% годового плана налёта часов, налетав 1958 часов и досрочно на 1,5 месяца раньше делает выпуск лётчиков основного набора. К концу первого года войны, выпустив дополнительный набор курсантов, аэроклуб дал Родине более 200 лётчиков. В первый же год войны аэроклуб приступил к подготовке бойцов-десантников.
В тяжёлый 1942 год большая часть лётно-технического состава клуба ушла на фронт и на оборонные заводы и аэроклуб был реорганизован в парашютно-планерный клуб, который за период своего существования с 1942 по 1948 гт. подготовил несколько тысяч планеристов и парашютистов-десантников.
На фронтах Великой Отечественной войны воспитанники Новосибирского аэроклуба проявляли чудеса храбрости и мужества, многие из них были награждены орденами и медалями.
Девяти воспитанникам аэроклуба было присвоено звание Герой Советского Союза: Гаранин А.Д., Пересыпкин Ф.И., Шехирев Б.А., Харчистов В.В.,Орлов Л.Н., Жихарев В.Д., Платонов Н.Е,, Гаврилов B.C., Хальзев  А.И. Александр Романов был удостоен этого высокого звания ещё в 1938 году за выполнение интернационального долга в Испании.
В конце 1948 года клуб снова становится аэроклубом. С 1948 по 1964 гг. Новосибирский аэроклуб готовит пилотов сначала на самолётах УТ-2, а затем на Як-18, Як-18У и занимается подготовкой других авиаспециалистов и спортсменов.
Всего за 16 лег аэроклуб подготовил 2500 пилотов, тысячи других авиаспециалистов, десятки авиационных спортсменов высокого класса.
В 1964 году Новосибирский аэроклуб реорганизуется в Новосибирский учебный авиационный центр ДОСААФ , главная задача которого становится подготовка специалистов для Вооружённых Сил — вертолетчиков и десантников.
Личный состав клуба успешно освоил новую авиационную технику — вертолёты МИ-1, а в 1982 году вертолёт МИ-2.
Гордостью аэроклуба являются его воспитанники :
— первый Герой Советского Союза в Сибири Александр Романов, уничтожавший противника в небе Испании;
— Марина Лаврентьевна Попович — лётчик-испытатель, заслуженный мастер спорта СССР, единственный человек в мире установивший 101 мировой рекорд;
— Алексей Петрович Пименов — мастер спорта СССР международного класса, чемпион мира по самолётному спорту, названный журналистами Рыцарем Пятого Океана;
— Борис Антонович Орлов — заслуженный лётчик — испытатель, заслуженный мастер спорта СССР, рекордсмен мира;
— Владимир Леонидович Смирнов — заслуженный мастер спорта СССР, четырёхкратный чемпион мира по упражнениям, абсолютный чемпион мира по вертолётному спорту;
— Лев Александрович Красильников — мастер спорта СССР, рекордсмен мира по парашютному спорту;
— Раиса Петровна Капустина — мастер спорта СССР, рекордсменка мира по парашютному спорту;
— Нина Васильевна Лакиза — мастер спорта СССР, чемпион России по парашютному спорту;
— Галина Витальевна Зайцева — мастер спорта СССР, чемпионка России по вертолётному спорту;
— Александр Николаевич Осокин — чемпион России и СССР по вертолётному спорту;
— Виктор Александрович Соловьёв — мастер спорта СССР международного класса, чемпион мира в командном зачёте по вертолётному спорту;
— Галина Григорьевна Соловьёва — мастер спорта СССР, чемпион России и СССР по вертолётному спорту;
— Наумов Юрий Михайлович — Герой России;
— Константинов Иван Никифорович — Народный Г ерой Югославии;
— Цыбасов Игорь Вячеславович — Г ерой Социалистического труда;
Ещё более сотни мастеров спорта СССР и России, лауреаты государственной премии, генералы, заслуженные лётчики-испытатели, заслуженные пилоты, отличники Аэрофлота, доктора наук, кандидаты наук и т.д. Многие выпускники прошли через боевые действия в «горячих точках».
Борис Орлов стал героем Советского Союза в 1974 году. Ему это высокое звание было присвоено «За героизм и мужество, проявленное при испытании новой авиационной техники», (как летчику-испытателю). Юрий Наумов был удостоен звания «Герой России» за участие в событиях в Афганистане и Чечне.

Всего 11 воспитанников аэроклуба стали Героями Советского Союза и России.

Руководствуясь целями военно- патриотического воспитания молодёжи, аэроклуб продолжает свои славные традиции самолетного, вертолетного, парашютного и авиамодельного спорта.

Проводя соревнования по авиационным видам спорта. Ежегодно в августе проводится праздник, посвященный Дню Авиации.

В 1997 году Новосибирский аэроклуб, возглавляемый четырехкратным Чемпионом Мира по вертолетному спорту Смирновым В. Л. признан лучшим в РОСТО.

В аэроклубе работает Школа юных пилотов, в которой занимаются десятки юношей и девушек. После теоретического курса обучения они совершают по 3 прыжка с парашютом, а также выполняют ознакомительные полеты на самолете ЯК-52 и вертолете Ми-2.

Традиционными стали региональные соревнования по парашютному спорту Новосибирского аэроклуба РОСТО на Кубок Героя Советского Союза, Заслуженного парашютиста- испытателя, неоднократного рекордсмена и чемпиона мира Е. Н. Андреева — нашего земляка.

В марте 1998 года в аэроклубе открыт авиационный музей имени Первого трижды героя Советского союза Маршала авиации А. И. Покрышкина. Ведущими экспозициями музея являются материалы, принадлежащие семьям А.И .Покрышкина и Героя Советского союза Генерал- полковника авиации Г. Ф. Байдукова. Вся экспозиция музея отражает историю аэроклуба, за 70 лет своего существования.

В помещении музея проводятся экскурсии, уроки мужества и патриотизма. Его посещают учащиеся школ, колледжей, воспитанники сибирского кадетского корпуса, ветераны авиации, их родственники и жители г. Новосибирска и области.

Музей по праву считается центром патриотического воспитания молодежи не только города и области, но и всего Сибирского региона.
Ветераны авиации и аэроклуба проводят занятия с курсантами Школы юных пилотов, зарождая у них любовь к авиации, воспитывая у них готовность к выполнению гражданского долга.

22 февраля 2002 года на здании аэроклуба была открыта мемориальная доска воспитаннику аэроклуба Герою Советского союза, Заслуженному летчику – испытателю рекордсмену мира, Борису Орлову. Уже принято решение назвать аэроклуб именем Бориса Орлова.

За всё время работы аэроклуба в нем получили различные авиационные специальности тысячи юношей и девушек. Многие из них прославили авиацию не только у нас в стране, но и за её пределами. Открыта мемориальная доска Недзелюку П. М. – генерал лейтенанту Заслуженному военкому летчику–истребителю.

В наши дни авиаклуб  обучает летчиков-планеристов, парашютистов, пилотов-парапланеристов. На базе клуба проходит обучение курсантов Сибирского авиационного кадетского корпуса им. А.И. Покрышкина.  Они выполняют парашютные прыжки, кроме того обучаются на планерах Бланик Л-13.